Страница обновлена 24.05.2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя
общеобразовательная школа

Страница обновлена 24.05.2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя
общеобразовательная школа

«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

Владимир Путин

Федеральные документы

Приказ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в    сфере образования" 02.12.2015 №1399

Программа «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» в МОУ Семибратовской СОШ направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

 Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МОУ Семибратовской СОШ

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

  • создание в МОУ Семибратовской СОШ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
  • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

  • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
  • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Задачи программы:

1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.

3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.

4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.

5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

 

 Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.     Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

2.     Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

3.     Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

 

 Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

1.     Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

2.     Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

3.     Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

 

 Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

  • Информирование родителей о программе «Доступная среда» в МОУ Семибратовской СОШ для детей с ОВЗ.
  • Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
  • Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»: развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся; оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МОУ Семибратовской СОШ  привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других селах района.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

 

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

     Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом-психологом, логопедом и дефектологом. В школе есть два кабинета психолога, кабинет логопеда и кабинет дефектолога, в которых проводятся занятия с детьми. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

     При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка – заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется индивидуальное обучение на дому по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и обращением в письменной форме родителей (законных представителей).

        Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в т.ч. сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 

      Учреждение имеет необходимую материально-техническую базу для осуществления образовательной деятельности. Материально технические условия, созданные в учреждении, обеспечивают реализацию образовательных программ, соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям ФГОС.

       Образовательная деятельность ведется в двух типовых зданиях: учащиеся начальной школы учатся в отдельном здании. Территория зданий по периметру имеет ограждение.

      Состояние материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса оценивается как удовлетворительное. Здание и объекты учреждения не оборудованы техническими средствами безбарьерной среды для передвижения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

       В школе есть два спортивных зала, мастерские для организации обучения детей, в том числе с ОВЗ, выделенная хозяйственная зона, физкультурно-спортивное оборудование на территории начальной школы, наружное освещение территории, камеры видеонаблюдения по периметру зданий. Учебные кабинеты оборудованы необходимой мебелью, техникой, учебными пособиями.  Библиотека находится на первом этаже здания. Для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья применяются технические средства, компьютеры, проекторы, интерактивные доски, используемые в учебном процессе. Школа для обучения детей-инвалидов сотрудничает с Семибратовским отделением реабилитации детей и подростков МУ КЦСОН "Радуга".

 

Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей школе планируется создать специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ): установить пандусы в зданиях №1 и №2.

Инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией обеспечена возможность самостоятельного передвижения по территории школы (при необходимости с помощью сотрудника школы). Приказ о назначении ответственных лиц за обеспечение сопровождения инвалидов на территории школы.  Инструкция по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организация питания учащихся

     Организация питания учащихся осуществляется самостоятельно.

     При организации питания школа руководствуется СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:

  • предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием, инвентарём;
  • имеются помещения в зданиях №1 и №2 для приёма пищи;
  • разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).

     Учащиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются горячим питанием в дни учебных занятий. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды получают горячее питание два раза в день.

     Созданы условия для организации питания учащихся – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: в соответствии с медицинскими назначениями и рекомендациями возможен заказ индивидуального меню.

 

Охрана здоровья

 

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МОУ Семибратовская СОШ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.  Основные направления охраны здоровья:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация питания учащихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
  • обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
  • профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Оказание первичной медико-санитарной помощи

     В учреждении созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оборудован и сертифицирован медицинский кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется ГБУЗ ЯО Ростовской ЦРБ. Учреждение безвозмездно предоставляет помещение, соответствующее условиям и требованиям для медицинской деятельности. Медицинское сопровождение осуществляется  фельдшером ГБУЗ ЯО Ростовской ЦРБ.

Прохождение учащимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

     В соответствии со статьями 14, 54 и 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах Охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждён приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346 н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», Приказ МЗ РФ от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» в учреждении установлен порядок и правила прохождения учащихся медицинских осмотров.

Доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

    В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. 

    Информационная база учреждения оснащена:

  • электронной почтой;
  • локальной сетью, с выходом в Интернет;
  • разработан и действует школьный сайт.

    На сегодняшний день учреждение имеет в своем распоряжении 2 компьютерных класса, медиатеку и средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией в режиме электронной почты. Учреждение оснащено компьютерной техникой.

    В школьном информационно-библиотечном центре имеется в наличии и пополняется методическое мультимедийное обеспечение: мультимедиа программы по различным предметам, программы административно-управленческого характера, 1 компьютер с выходом в Интернет.  ИБЦ является общедоступным для учителей и учащихся школы, в том числе для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в нем проводятся не только уроки, но и семинары, классные часы, конкурсы. Компьютерные классы и библиотека имеют локальную сеть и выход в Интернет. В школе установлена контентная фильтрация.

   В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ учащихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. 

   Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя. 
   В кабинетах информатики с компьютеров выход в сеть Интернет осуществляется через контент фильтр, обеспечивающий исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за установку и настройку программы контентной фильтрации.

    Для лиц с ограниченными возможностями здоровья доступны все электронные ресурсы.

    Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации,  для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

   Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости  проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

    Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в школе созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работают педагоги, также созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения. Специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится на этапах их поступления, обучения в школе.