Социально-психологическое тестирование в 2022-2023 учебном году
Уважаемые родители!
Вы, безусловно, самые близкие и значимые для ребенка люди.
Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу
и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
В современной жизни много соблазнов и запретов для наших детей, которые привлекают, манят и провоцируют их на неоправданно рискованное поведение. Молодежная среда – благодатная почва для целенаправленного воздействия на наших детей, их вовлечения в противоправную деятельность и асоциальное поведение.
До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Модными становятся такие виды рискованного подросткового поведения, как руфинг, зацепинг, паркур, самоповреждение, суицидальное поведение, киберагрессия, экстремизм и пр. Детей вовлекают в группы смерти, культивируют агрессивные протестные формы поведения, вовлекают в преступные группы и пр.
Не стоит успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может». Помните! Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.
В период с 15 сентября по 31 октября 2022 года в регионе проводится социально-психологическое тестирование в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет, по единой методике. Методика разработана специалистами высшей школы и направлена на выявление факторов риска и факторов защиты, влияющих на поведение людей в разных жизненных ситуациях и определяющих, в том числе, уровень психологической устойчивости ребенка.
Факторы риска и факторы защиты формируются в процессе взросления человека. Если у ребенка больше факторов риска, то он может быть склонен к зависимому и рискованному поведению.
Преобладание факторов защиты способствует развитию психологической устойчивости ребенка (способность сказать «НЕТ!», умение противостоять трудностям, давлению обстоятельств, стремление к сохранению собственного физического и психического здоровья и пр.).
Тестирование позволяет не только выявить соотношение факторов риска и факторов защиты, но и узнать сильные стороны ребенка, чтобы в дальнейшем сделать упор на их развитие и помочь ребенку противостоять окружающим обстоятельствам.
Тестирование проводится ежегодно и одновременно во всех регионах России. Это опрос, выявляющий мнения, представления и позиции обучающихся относительно их самих и обстоятельств, в которых они находятся.
Процедура тестирования конфиденциальная, результаты обезличены и представлены в обобщенном виде. Каждому обучающемуся присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Персональные результаты могут быть доступны только трем лицам: родителю, ребенку и педагогу-психологу. По запросу Вы можете получить консультацию по результатам тестирования Вашего ребенка.
Тестирование проводится при наличии информированного согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. Согласие фиксирует разрешение Вашему ребенку участвовать в тестировании и подтверждает Вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.
Участие Вашего ребенка в социально-психологическом тестировании поможет Вам выявить скрытые тенденции нарушений поведения, снять необоснованные подозрения в употреблении наркотиков и пр., в отдельных случаях – не упустить время и оказать помощь своему ребенку. Кроме того, благодаря тестированию Вы сможете увидеть, что именно вызывает у ребенка негативные переживания и повлиять не только на ребенка, но и на ситуацию, на источники тех трудностей, с которыми он сталкивается.
Справочная информация для родителей о признаках развития наркозависимости у детей:
. Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете следующие изменения в его поведении:
- утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;
- сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;
- нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;
- резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность,
не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется:
от безудержного веселья до депрессии;
- непривычная раздражительность и агрессия;
- замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье,
в классе;
- сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;
- телефонные разговоры (особенно «зашифрованные»)
с незнакомыми лицами;
- стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;
- нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что
не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;
- необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;
- долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;
- нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
- специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);
- незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки)
в комнате, среди личных вещей;
- неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;
- необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома.
При наличии у Вашего ребенка трех-четырех приведенных признаков уже достаточно, чтобы заподозрить у него употребление каких-либо психоактивных веществ.
Материалы для родителей "Ребенок под защитой"
Советы психолога в условиях самоизоляции и дистанционном обучении
Рекомендации и советы родителям
Выстраивайте свои отношения с ребенком по «Позитивному шаблону»
Уважаемые родители!
Вы, безусловно, — самый близкий и значимый для ребенка человек. Вы стремитесь быть успешным родителем. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это – здоровые эмоции, они заставляют действовать и своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
Семья это почва для формирования как положительных, так и отрицательных черт и форм поведения ребенка. Среди причин проблемного поведения детей, главную роль играет, на сколько гармоничны их отношения с родителями!
Предотвратить нежелательные проявления в поведении и эмоциях ребенка поможет технология «Позитивный шаблон»
Шаг 1. Настраиваемся на позитивный лад.
Шаг 2. Выбираем вопрос (проблему) для решения.
Шаг 3. Создаем образ желаемого результата.
Шаг 4. Строим временную сетку.
Нарисуйте временную сетку и разместите на ней основные шаги движения к желаемой цели. Точка 1 – сегодня (проставляется дата), точка 2 – будущее, когда новый результат уже достигнут (проставляется дата). Разбейте движение к цели на конкретные шаги. Для каждого шага проставьте дату его реализации. Очень важно на этом этапе выделить конкретные шаги движения к цели.
Шаг 5. Найдите ресурсы, как можно больше специфических ресурсов для достижения запланированной цели (у кого-то из ваших знакомых был опыт решения похожей проблемы, необходимые качества, жизненные наблюдения, материальные ресурсы, если они требуются и др.).
Шаг 6. Прорабатываем Препятствия
Рассмотрите препятствия, которые могут составлять угрозу для достижения запланированного результата. К ним могут относиться: некоторые личностные качества, ограниченность времени, недостаток материальных, средств, союзников, возможные неблагоприятные обстоятельства…
Зафиксируйте в таблице препятствия (риски) и пути их преодоления.
Вернитесь к временной сетке (шаг четвертый) и проведите корректировку и конкретизацию шагов и действий. Подробно опишите, что и когда вы будете делать с учетом проработки имеющихся рисков и препятствий.
Шаг 7. Подтверждаем значимость достижения запланированного результата
Вернитесь еще раз к поставленной цели и ответьте на вопрос: действительно ли я хочу добиться запланированного результата? Если ответ положительный, дайте его точную и полную формулировку. Обоснуйте, зачем вам это надо.
Шаг 8. Позитивный настрой на достижение результата
Позитивные настрои могут выглядеть по-разному, например:
- Несколько раз проговорите: «Да, я действительно хочу достичь …(укажите, что вы планируете достичь)». Достижение данного результата позволит мне …. (укажите как можно больше возможных выигрышей). «Я знаю, как достичь этого результата, я смогу это сделать!»
- Представить себя на том этапе жизни, когда желаемый результат достигнут.
- Мысленно посмотрите фильм о своей жизни, где есть два кадра – начальная и конечная точка, и потом погонять этот фильм несколько раз, более быстро и медленно.
У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
25.10.2019 г.
Педагог-психолог Ольга Шарова
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.
Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей.
Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.
Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.
Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Несколько коротких правил
— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Педагог-психолог Шарова Ольга Владимировна
Психолого-педагогический статус пятиклассника